"Мы подошли к порогу демократии
и должны спокойно и решительно
войти в эту дверь, веря, что
демократия в нашей стране будет
означать режим свободы, благоденствия
и культурного развития".
С.Максуди
"Дорогой Владимир Ильич! Я - один из главных инициаторов
и активных борцов с мусульманскими буржуазно-соглашательскими организациями
в Советской России. Ликвидация Всероссийского Мусульманского Военного Совета,
Всероссийского Мусульманского Национального Совета, Национального парламента
мусульман Внутренней России в момент, когда все они угрожали превратиться в
активных противников большевизма, - вот моя основная заслуга перед революцией.
Мне… крайне обидно, что руководители революционного движения мусульман Внутр.
России … не удостаиваются приема с Вашей стороны, тогда как к Вам имеют свободный
доступ мусульманские националисты (З.Валидов, Муса Бигиев и др.). Думаю, после
моей записки Вы примете и выслушаете меня. Я имею больше права на это, чем З.Валидовы,
М.Бигиевы и другие и даже только потому, что Вы меня ни разу не принимали. Примите
меня в первый и последний раз: я больше ни разу не буду беспокоить Вас. С глубоким
уважением Комиссар по делам Мусульман Внутренней России М.Султан-Галеев."
Перед Вами беспристрастный документ, датированный 7 августа 1919г. Красный комиссар Султангалеев бахвалится своими злодеяниями. Чуть больше года прошло, как большевики - "активные борцы с мусульманскими организациями", разгромили государственные учреждения республики "Идель - Урал штаты": парламент, правительство и генштаб. Конечно, президент этой республики Садри Максуди был "активным противником большевизма". В июле 1917 года, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане Внутренней России (это татары, которые себя ещё не называли татарами) созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность. Это дело поручили С.Максуди. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже, в Сорбонском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии "Иттифак аль муслимин" (Союз мусульман). Два созыва подряд был депутатом Государственной Думы, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры.
Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917 года была провозглашена национально - культурная автономия "Идель - Урал штаты". Эта национальная государственность явилась уникальным образцом решения национального вопроса на принципах демократии и соблюдения прав человека. Её Конституция, подготовленная С.Максуди, не требовала государственного суверенитета. Максуди гениально предвидел, что будущее России - это федерация. Он говорил: "… мы не хотим быть свободными против русского народа, … мы твердо верим в возможность свободного существования совместно с русским народом, которого мы никогда не смешивали с правительственной властью, не исходившей из народа". Он знал, что национальное достоинство личности обеспечивается свободой и равноправием в общественной жизни, в делах образования и культуры. Но большевики ничего не знали и знать не хотели. Для них личность не была высшей ценностью. И вот в апреле 1918 года они "ликвидировали" республику Идель - Урал. Одним из "главных инициаторов" этой антинародной акции, как он сам признается, был Султангалеев.
Султангалеев, как истинный большевик, оперировал понятиями классы и народы. Невежда, одержимый манией величия, он мечтал создать великую Тюркскую республику (Туранскую), в составе которой хотел видеть все тюркские народы России, включая башкир, казахов, узбеков, туркмен и проч. Соответствует ли это интересам родного народа? Захотят ли другие народы такой перспективы? Ответ перед нами. Он слезно молит Ленина. Он обижен, хотя ещё верит в свое величие. Позорная Татарская республика - результат его предательской политики - ещё не создана. Он "качает" права, перечисляет "основные заслуги", но уже чувствует, что "карающий меч революции" занесён над ним. Всего лишь через несколько лет, ещё при жизни "дорогого Владимира Ильича", его исключат из партии. Его арестуют, освободят, опять арестуют и потом расстреляют свои же соратники - большевики. Из него сделают пугало. Имя его будет проклято тысячами верных сынов народа, искавших пути сохранения национального достоинства и репрессированных по ложному обвинению в причастности к "султангалеевщине".
Это будет потом, а в апреле 1918 года большевики назначают миллионное вознаграждение за голову С.Максуди, который волей провидения сумел избежать ареста и прибыть в город своей юности Париж. Здесь он хлопочет перед Парижской мирной конференцией стран Антанты об избавлении родного народа от большевистского ига - этой нежданной напасти. Вернуться в "окаянную" Россию ему уже не суждено. Он работает профессором Сорбонского университета, в котором когда-то получил путевку в жизнь. Затем его приглашают в Турцию. Там он - профессор Стамбульского и Анкарского университетов, преподает право и историю. Несколько раз избирается депутатом Народного Собрания и, самое главное, он был одним из ближайших соратников президента Ататюрка - отца демократических преобразований в Турции. Он опубликовал десяток книг по истории и праву. В начале пятидесятых годов в составе парламентской делегации от Турции он работал в Страсбурге над составлением Конституции Европарламента. Его не влекла мания величия. Он жил и трудился во имя человеческого достоинства. Не удивительно, что гений Максуди, его человеколюбие нашли свое заслуженное применение на общечеловеческом уровне.
Принципы демократии, права и свободы человека, за которые он боролся и в разработку которых внес огромный вклад, слава Богу, дошли и до нас, на его любимую Родину. Окружным путем, через Европу, но дошли: в 1993 году Россия приняла первую в своей истории демократическую Конституцию. Жаль, Родина не помнит своего верного сына: ни в родной деревне Таш Су, ни в Казани нет даже памятной доски, нет ни одной улицы с именем С.Максуди, не говоря уж о памятнике. Учебники по истории фактически постыдно умалчивают его имя и великие деяния.
Зато имя Султангалеева на слуху. Уже в первые дни суверенитета РТ его именем названа площадь перед Национально - Культурным Центром в Казани, где возведен памятник свободе "Хоррият" и проводятся официальные торжества. А как же иначе, ведь режим Шаймиева взялся осуществить его маниакальные идеи. Курс на суверенитет и на создание великого татарского народа - это его курс, открывающий великие перспективы великого татарского реванша. И не волнует их, что имя татары нам навязано большевиками всего лишь в 1920 году. Главное для них быть великим народом, а что до людей, то это винтики. "Правильной дорогой идете, товарищи", - сказал бы Султангалеев, если бы мог сейчас лицезреть национальную политику Шаймиева. И опять бы ошибся: эта политика второй раз подряд потерпела фиаско. Опыт нашего народа второй раз подряд свидетельствует, что идея национального превосходства, возведенная в ранг национальной идеи, ведет к позору и краху, потому что игнорирует права и свободы человека. "Тому в истории мы тьму примеров слышим". Ярчайший из них - пример немецкого народа. Но воистину, мудрость С.Максуди нужна, чтобы извлекать правильные уроки из истории человечества и не набивать себе шишек, дважды наступая на одни и те же грабли.
Второй документ, с которым я хочу Вас ознакомить, рожден в администрации Казани в ноябре 1999 года. Зам. главы излагает план возведения в городе памятников великим сынам народа. Кроме уже практически строящегося памятника защитникам Казани от войск И.Грозного, он перечисляет четыре имени, которые собираются увековечить в монументах "наши" избранники. Это Ш.Марджани, С.Сайдашев, С. Садыкова и … М.Султангалеев!?
Президент Болгарского Национального конгресса
Г.Халил
08.04.01
БНК | Статьи | Дела Сутяжные | "Идель-Урал" | Фотогалерея | Портал | Национальная политика | Болгарское единство | Музей ВБ |
ваше письмо: bolgarhalil@yandex.ru | В гостевую |