"Мы требовали культурно-национальной
автономии в той форме, как это
понимается теперь всеми, кто знаком
с современной постановкой вопроса".
С.Максуди
Известно, какую важную роль играет в жизни общества национальный вопрос. Почти каждое политическое событие имеет национальную составляющую. Достаточно окинуть взором недавние события в Югославии, состоявшей из братских славянских республик. Курды воюют за свою независимость против единоверцев, евреи и палестинцы что-то делят. И развал Советского Союза тому яркий пример. Цивилизованная Прибалтика одной из первых подняла вопрос национально-государственной независимости. Затем Украина и Белоруссия, Грузия и другие. И, наконец, Чечня. Везде одним из главных требований является национальная независимость. Везде играют на национальных чувствах, порой прикрывая ими неблаговидные намерения.
То же самое происходит и в нашей многонациональной республике. Режим Шаймиева, как вы помните, тоже предпринял попытку разжечь межнациональную войну. Как и в Прибалтике, в Казани на площади Свободы была пролита кровь. Но что-то не вышло: или народ не поднялся, или Москва припугнула.
Но, несмотря на это фиаско, режим Шаймиева умело использует в своей деятельности национальную карту. Практически она, эта национальная карта, является одной из основных опор авторитарного режима РТ. Только благодаря ей, Ельцин простил Шаймиеву активную поддержку ГКЧП. Только благодаря ей, создан имидж Шаймиева, как защитника национальных интересов татарского народа. Это с гордостью подтвердил недавно один из приближенных Шаймиева депутат ГД Ф.Сафиуллин. В интервью газете "Звезда Поволжья" он сказал: "Без дестабилизации положения в Татарстане по национальному вопросу основного кандидата не сковырнешь".
Очевидно, если оппозиция хочет "сковырнуть" авторитарный режим Шаймиева, то она должна уделить особое внимание национальной политике.
В этой связи удивительно, что оппозиционные силы в РТ в упор не видят национального вопроса. Например, в "Концепции деятельности" - программном документе РиЗа на 1998-2001 годы, глава под названием "Национальный вопрос" содержит всего два пункта из трех строчек. Один пункт призывает к возрождению культуры, причем не сказано какой. А второй - призывает власть к отказу от этнократических подходов в кадровой политике и от насильственного внедрения татарского языка. И все. Нет тут ни анализа национальных особенностей республики, ни критики национальной политики Шаймиева, и не предлагаются современные методы решения проблемы.
Одним словом, видим полнейшее игнорирование национального вопроса. И это в многонациональной республике, вся предыдущая история которой есть непрерывная борьба за обеспечение национального достоинства человека!
Почему же оппозиция не учитывает эту исключительную особенность нашей республики
и добровольно отдает политическую инициативу противнику? Хотя очевидно, что
национальная политика Шаймиева устарелая и явно не соответствует национальным
интересам нашего народа. Она, по сути, есть обман национальных чаяний, потому
что основана на ложной исторической идее на татаризме, и на том решении национального
вопроса, которое силой навязали нам большевики. Не удивительно, что она нарушает
ряд прав человека, потому что решение большевиков было незаконным.
В чем это проявляется?
Известно, что Российская империя была тюрьмой народов. Поэтому волжские болгары
вплоть до революции не прекращали попыток возродить суверенную Волжскую Болгарию.
Суверенитет был нужен для обретения человеческого достоинства. Российские власти
ни за что не хотели считать мусульман людьми, равными христианам. Болгары -
мусульмане и налог платили больше, чем русские, и религию свою не могли свободно
развивать, и язык, и культуру, и систему образования, и книги издавать им запрещали,
и в избирательном праве были сильно ограничены. Письма и обращения с просьбой
предоставить равные права не имели успеха. В таких условиях государственный
суверенитет представлялся единственным средством обретения человеческого достоинства
и народ восставал. Все восстания жестоко подавлялись, но все они имели главный
лозунг - возрождение независимой Волжской Болгарии. Например, с 1862 по 1922
годы выразителем интересов народа была мощная народная организация "Совет волжских
болгарских мусульман", имевшая главной целью возрождение Волжской Болгарии.
Лидер её Сардар Ваисов как-то писал императору Николаю : "Мы подняли
зелёное знамя с изображением звезды и полумесяца…, защищаем наши религиозные,
национальные и политические права, ведя священную борьбу против правительства
угнетателей".
Как видим, суверенитет не был самоцелью, а был средством обретения человеческих прав и свобод, необходимых для достойной жизни. (Обратите внимание, что С.Ваисов ведет священную борьбу не против русского народа-угнетателя, а против правительства угнетателей)
Именно поэтому стоило только рухнуть империи и требование суверенитета отпало за ненадобностью. Где это мы видим? После февральской революции 1917 года Россия была объявлена республикой. Все народы, все религии получили равные права и свободы. Все люди были объявлены равными в правах и свободах. Даже женщин признали равными во всех правах с мужчинами.
Мало кто знает, что в этих изменившихся условиях мой народ первым делом возродил свою государственность. Это решение было принято в Казани на съезде представителей народа в июле месяце того же 1917 года. Надо подчеркнуть, в июле месяце за три месяца до пришествия большевиков. На съезде развернулись бурные дебаты: какой должна быть Россия; какой должна быть наша национальная государственность? Было много разных предложений. Но возобладала мудрость народа: было принято решение стоять за федеративное устройство Российской республики, а в её составе создать автономную республику под названием "Идель-Урал штаты", т.е. "Волго-Уральский штат".
Таким образом, мы имеем факт, что волжские болгары сами возродили свою государственность, не дожидаясь пришествия большевиков. При этом они:
Как видим, идея государственного суверенитета отпала сама собой с переходом России на демократические принципы развития, уступив место идее национально - культурной автономии.
Волго - Уральская республика начала функционировать в ноябре 1917 года. В апреле 1918 года большевики разгромили её, за отказ президента республики С.Максуди сотрудничать с ними.
И создали ТАССР решением сверху. Причем назвали республику татарской вопреки воле народа, который выразил резко отрицательное отношение к этому, подняв восстание против намерения правительства создать татарскую республику на землях Волжской Болгарии. Это восстание, охватившее республику в марте 1920 года, названо "Вилочным восстанием". Оно было жестоко подавлено Красной армией. Вот в этих фактах и проявляется незаконность действий большевиков: они разрушили существующую государственность народа и насильно создали татарскую республику, т.е. не была соблюдена демократическая процедура. К тому же нарушили право человека на свободу убеждений, обязав его называться татарином. Это усугубляется тем обстоятельством, что народ считал это слово ругательным. Например, мой дед говорил мне, что мы не татары, слово татарин означает безбожник. Здесь мы видим нарушение ещё одного права человека, а именно: права на честь и доброе имя.
А почему я назвал национальную политику режима Шаймиева устарелой? Потому, что она основана на требовании государственного суверенитета, а это требование, как мы выяснили выше, было сутью решения национального вопроса в условиях империи. Сегодня мы имеем демократическую Конституцию РФ, которая не только провозгласила всех граждан России равными перед законом независимо от расовой, религиозной, национальной и прочих признаков, но и предоставила каждому человеку весь комплекс прав и свобод, необходимых для обретения человеческого достоинства. То, за что боролись волжские болгары на протяжении веков, осуществилось во второй раз. История повторяется. Сегодняшняя ситуация в России идентична ситуации 1917 года: мы имеем равные права и свободы, Россия является федеративной республикой, национально - культурная автономия предоставлена и действует уже несколько лет на основе федерального закона. Поэтому идея суверенитета уже не соответствует объективным реалиям жизни, а даже наоборот превратилась в свою противоположность: из средства достижения национального достоинства - в средство достижения национального превосходства? Вот поэтому национальная политика режима Шаймиева - устарелое, даже реакционное политическое средство.
Идея Волго - Уральской республики имела огромную популярность в народе. Только в 30-х годах советская власть нанесла ей сокрушительный урон, репрессировав всех её сторонников в СССР. А среди сумевших уйти в эмиграцию существовало много организаций под названием "Идель - Урал", имевших целью борьбу с большевизмом и возрождение государственности народа. Такие организации были и в Китае, и в Японии, и в Турции, и в Германии. Фашисты во время войны поддержали организацию эмигрантов "Союз борьбы за возрождение Идель - Урал", которая сформировала национальные легионы с таким же названием "Идель - Урал" для борьбы против большевистского ига. (Муса Джалиль проявил себя там.) Национальные центры "Идель - Урал" существовали во многих странах до последнего времени, например, в Германии и США.
Одним словом, идея "Волго - Уральского штата" была очень сильна, так как отвечала насущным чаяниям болгарского народа, не признававшего кличку татары.
Особое место в истории волжских болгар занимает Садри Максуди - первый президент нашего народа, законно избранный президент республики "Идель - Урал". Надо подчеркнуть, что именно Садри Максуди - наш первый президент, а не Шаймиев, как трубит пропаганда. С.Максуди родом из Арского района, сын муллы. Получил блестящее юридическое образование в Сорбонне (университет в Париже). Был депутатом Госдумы России 2 и 3 созывов. Был активным членом мусульманской партии "Иттифак", руководимой азербайджанским демократом А.Топчибашевым (нужно подчеркнуть, что партия "Иттифак" называлась мусульманскаой, а не татарской). "Иттифаковцы" были демократами и входили в партию кадетов. Разработанная С. Максуди конституция республики "Идель - Урал" представляет собой образец практической реализации в жизнь принципов демократии и прав человека. Предполагалось, что она будет частью Конституции РФ, определяющей порядок претворения в жизнь идеи Национально - культурной автономии.
С.Максуди говорил: "… мы не хотим быть свободными против русского народа, … мы твердо верим в возможность свободного существования совместно с русским народом, которого мы никогда не смешивали с правительственной властью, не исходившей из народа". В одном из выступлений в Думе в 1909 году он сказал: "… Рано или поздно буду иметь такие же права, как и вы…, до тех пор, пока вы не поймете, что существующие в России национальности имеют такое же право на самобытное существование, как вы, вы не в состоянии будете управлять государством. Так оно и случилось: российская империя рухнула. Одной из причин этого было непризнание равенства прав народов. Здесь С.Максуди ведет речь о том, что равенство прав для всех граждан независимо от национальной принадлежности и прочих различий должно быть основанием правового, демократического государства, при котором национальный вопрос сравнительно просто решается.
Садри Максуди сумел избежать большевистской расправы и, после нескольких лет преподавательской работы в Сорбонне в качестве профессора исторического факультета, был приглашен в Турцию. Там он был профессором Стамбульского и Анкарского университетов, преподавал право и историю. Избирался депутатом Народного Собрания несколько раз и, самое главное, был одним из ближайших соратников президента Ататюрка - отца демократических преобразований в Турции. Он опубликовал десяток книг по истории и праву. В начале пятидесятых годов в составе парламентской делегации от Турции он работал в Страсбурге над составлением Конституции Европарламента.
С.Максуди - великий сын нашего народа, воистину выдающаяся личность 20 века. Он первым в России предложил и реализовал на практике справедливое, цивилизованное решение национального вопроса; решение, основанное на принципах демократии и соблюдения прав человека. В начале века он воплотил в жизнь те принципы достойной жизни, которые вызвали гнев большевиков; те принципы добра и любви, к которым мы приходим сегодня через душевные муки и физические страдания.
Но Шаймиев продолжает проводить коммуно - имперскую политику противопоставления народов, делая вид, что других решений нет и быть не может. Идея суверенитета, очень привлекательна на первый взгляд, поэтому он бессовестным образом утаивает опыт демократического решения национального вопроса нашим народом в 1917 году, вводя общественность в заблуждение. В 1917 году наш народ под руководством президента республики "Идель-Урал" С.Максуди сумел найти и применить по-человечески разумное, демократическое решение. А вот президент республики Татарстан Шаймиев М. не смог правильно сориентироваться. В течение 10 лет он строил суверенитет, 10 лет твердил нам, что проводит мудрую национальную политику. И что оказалось? Мыльный пузырь, а не суверенитет. Нужно ли было дожидаться, пока Москва своей властью отменит эту глупость, тогда как наша история давно отвергла её, дав миру цивилизованный опыт решения вопроса? К тому же известно, что этот опыт нашел признание в мировой практике и политической науке. Наука пришла к выводу, что лозунг государственного суверенитета в современных условиях является ошибочным. Потому, что все отделившиеся государства вновь кооперируются, устанавливают тесные экономические, политические и культурные связи. Это ярко видно на примере Индии. Она принесла много жертв на алтарь свободы. Но когда освободилась, потеряла в сотни раз больше в результате гражданской войны. А затем приложила много усилий для восстановления порушенных связей с метрополией. Просматривается формула "Колониальная зависимость - полная свобода - осознанная зависимость". Этап полной свободы оказывается лишним и самым кровопролитным.
Зачем нужно было Шаймиеву 10 лет бездарно транжирить народные деньги на изобретение суверенитета, прекрасно зная бесполезность этого дела?
А С.Максуди гениально предвидел это. Он сумел понять, что жить в сообществе народов и быть свободным от него просто невозможно. И провозгласил в 1917 году в России национально - культурную автономию мусульман Внутренней России и Сибири. Создание республики "Идель - Урал" ознаменовало начало нового, доселе невиданного этапа развития идей национальной государственности.
Здесь прошу обратить внимание и на такое обстоятельство: С.Максуди провозгласил НКА мусульман, а не татар. Ещё в Думе он боролся против имперской традиции называть мусульманские народы России татарами. Например, на заседании Думы 10 ноября 1910 года он нашел нужным заявить: "…термин татары - не научный термин, он основан на историческом недоразумении". А в 1919 году в Меморандуме в адрес Парижской конференции стран Антанты он пишет: "Представляется целесообразным обратить внимание на то, что название представляемой мною нации "татары" не что иное, как историческая ошибка, наследие длившегося некоторое время господства монголов. Известно, что "татары" - название одного из монгольских племен. Невежественные русские власти официально перенесли это название на крымчан (туранцев по происхождению) и волжских мусульман". Обратите внимание: он обвиняет не русский народ, а русские власти. И ещё, он называет свой народ волжскими мусульманами, а не татарами.
Но вернемся в день сегодняшний.
Известно, что на лжи счастье не построить. Но режим Шаймиева смело делает ставку на ложь и обещает золотоордынское величие татарскому народу, потому что знает, что народ его поддержит. Поддержит потому, что не знает правды. А национальное достоинство восстанавливать надо. Вот он и верит лжи, которая его возвышает. Как немцы поверили Гитлеру за то, что он объявил их великими арийцами. К чему это их привело, мы знаем: к большой беде. В сущности, национальная политика режима Шаймиева, тоже есть предательство национальных интересов.
А оппозиция молчит, как будто ничего не знает. Очевидно, что ей нужно поддержать идею республики "Идель - Урал", тем более, что она почти реализована. После отмены суверенитета РТ наша государственность практически приведена в соответствие с идеей республики "Идель - Урал", а именно: есть автономная государственность в виде РТ и есть культурно - национальная автономия во всех местах компактного проживания татар; Россия федеративная республика, все народы и конфессии равноправны.
Чтобы довести решение национального вопроса в РТ до логического завершения, осталось только упразднить ложное название республики "татарская" и назвать республику географическим названием подобно названию "Идель - Урал". Можно предложить названия, например, Средневолжская республика, или Казанская республика и т.п.
Ложное название нашей республики татарская, создает иллюзию, что мы действительно татары. Именно с помощью идеи татарской государственности режим Шаймиева уводит общественное сознание в 16 век. Именно название татарская дает ему оправдание при настраивании общественного сознания против русских и против Москвы, а фактически против демократии и прав человека, оправдывая это необходимостью потерпеть во имя татарского величия. К слову сказать, татаризм является так же одним из идеологических устоев русского фашизма. Поэтому надо упразднить название татарская РТ.
Народ поддержит идею государственности под названием типа "Идель - Урал штаты", так как эта идея соответствует сегодняшнему федеративному устройству России и делению её на области и края. И ещё потому, что она соответствует исторической памяти народа, его национальным чувствам, его стремлению к стабильности, миру и любви между людьми, невзирая на национальность. Сегодня эта идея найдет понимание большинства населения нашей республики, ибо процентов 90 нашего народа не хотят называться татарами, но подзабыли, что они болгары. (Согласно социологическим исследованиям 89% татар испытывают комплекс неполноценности по причине принадлежности к татарской нации). А русское население примет эту идею, наверное, с удовольствием. Идея республики "Идель-Урал" отвечает коренным интересам всех народов России. Тогда как ложная идея татарского величия уж точно не отвечает, а наоборот, противоречит.
Национальный вопрос в РТ требует современной постановки и цивилизованного решения.
Одно из свидетельств несостоятельности национальной политики режима Шаймиева: за три дня до выборов президента Республики Татарстан, на которых Шаймиев М. был переизбран на третий срок, т.е. 22 марта 2001 года подожжен герб Татарстана, изображенный на стенде напротив "Дома обуви" по ул. Декабристов.
БНК | Статьи | Дела Сутяжные | "Идель-Урал" | Фотогалерея | Портал | Национальная политика | Болгарское единство | Музей ВБ |
ваше письмо: bolgarhalil@yandex.ru | В гостевую |