"Нельзя создать новый народ,
 всяк народ от Бога".
                        Мурад Аджи

"Этнонимическое сознание волжских болгар в ХХ веке"

(доклад на научно-практической конференции "Этническая и государственная история волжских болгар", посвященной 70-летию выдающегося историка А.Х.Халикова, Казань, 09.10.99г.)

Интересная этнонимическая ситуация сложилась на рубеже ХХ века в России. Правительство русского царя называло все тюркские и мусульманские народы татарами. Но каждый из этих народов называл себя своим собственным именем. Например, великий русский историк Карамзин Н.М. писал: "Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами." В известной энциклопедии Брокгауза и Эфрона, вышедшей в 1907 году, читаем, что народа под именем татары не существует, а понятие это - собирательное название тюркских народов.

К сожалению, эта ситуация относилась и к нашему народу. Официальные власти называли нас татарами, а сам народ имел твердое убеждение, что мы болгары и считал оскорблением прозвище татары. И, понятное дело, боролся против такой несправедливости. Одно из главных тому свидетельств - Ваисовское движение. Созданное в 1862 году крупным теологом Багаутдином Ваисовым оно явилось продолжателем многовековой борьбы нашего народа за возрождение Волжской Болгарии. И, конечно же, в новых условиях резко отрицательно выступало против употребления термина татары в отношении болгарских мусульман.

Это героическое движение было оформлено как партия "Фиркаи Наджия" (партия Избавления), а позднее переименовано в "Совет волжских болгарских мусульман". Это была первая в истории партия волжских болгар. Она была воистину народной. В суровых условиях царского самодержавия, в условиях угнетения народов она имела силы даже на вооруженную борьбу против царских войск и порой насчитывала в своих рядах до 50 тысяч человек. "Совет волжских болгарских мусульман" выражал интересы тех людей, которые ставили своей целью во что бы то ни стало сохранить родное имя болгары, добиться свободы и торжества Истины, изгнать зло и насилие из жизни.

Но не всем было дано стойко противостоять гнету великорусского шовинизма, который в начале ХХ века переживал свой зловещий расцвет. Многие не выдерживали. И вот под этим давлением этнонимическое сознание народа раскололось на три основных течения.

Появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии татары. Они считали, что надо называться татарами назло русским. Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма. Зло против зла. Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г.Ибрагимов, именем которого названы институт языка, литературы и истории (ИЯЛИ) АН РТ, и один из проспектов нашего города, так изложил основной тезис татаризма: "Мы не только тюрки, мы и монголы. Мы - люди, мы – монголы; мы - тюрки; мы - татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой." (1912год)

Сколько злобы в этой цитате, сколько глупости. И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХ века татарского народа ещё не было. Его только зарождали искусственным способом, как в пробирке.

Третье течение, наверное, можно назвать нейтральным. Его характеризовало стремление отстоять Истину и справедливость политически гибкими методами.

Видным представителем этого течения был Садри Максуди. Он родился в семье муллы, получил блестящее образование в Париже в Сорбонском университете, в совершенстве владел французским языком. Будучи депутатом Государственной Думы, он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что "термин татары … историческое недоразумение", что называть нас "татарами" неверно.

С.Максуди явился одним из организаторов мусульманской партии "Иттифак" (1905г.), которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость. Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской. В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских болгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и др.

Апогеем деятельности С.Максуди явилось создание республики "Идель – Урал", территория которой включала исторические земли Волжской Болгарии. Нейтральное название республики "Идель – Урал", ни Болгария, ни Татария, обусловлено борьбой татаристов против С.Максуди. С.Максуди никак не хотел употреблять термин татары. Но проявил слабость, уступил татаристам, фракцией которых в Милли Меджлисе руководил все тот же Г.Ибрагимов. Этим он допустил недооценку важного значения родного имени болгары в сознании народа. Если бы республика была названа Болгарской, то её силы утроились бы поддержкой широких народных масс и в первую очередь поддержкой "Совета волжских болгарских мусульман".

Уже через неделю после создания республики "Идель – Урал" к власти пришли большевики. Ваисовцы с радостью их поддержали, увидев в их пришествии начало "царства добра и справедливости". Большевики разгромили и республику "Идель – Урал" и ваисовцев и создали на части земель Казанской губернии татарскую республику. Проект татарской республики был подготовлен в наркомате по делам национальностей, руководимом Сталиным, при активном содействии таких татаристов, как уже известный нам Г.Ибрагимов, а также М.Султангалиев. Последний принимал личное участие в разгроме государственных учреждений республики "Идель – Урал". Поэтому площадь возле НКЦ, где установлен памятник свободе "Хоррият", названа его именем: площадь Султангалиева.

Решение о создании татреспублики было принято на заседании политбюро РКП(б) в феврале 1920 года. И уже в марте на территории Казанской губернии вспыхнуло восстание болгарского народа против "безбожного" имени татары. Это восстание известно под названием "Вилочное восстание". Большевики безжалостно подавили его силами регулярных войск Красной армии, уничтожая при этом целые деревни. Затем отняли у крестьян весь урожай этого года и искусственно создали страшный голод 21-22 годов. Опять умерло много народа. Выжившим было не до национальной гордости, не до национального имени. Так большевики расправились с духом независимости болгарского народа.

27 мая 1920 года Ленин подписал декрет об образовании татарской республики. Акт насильственного навязывания волжским болгарам позорной клички татары в качестве национального имени совершился. Эту дату - 27 мая 1920 года – можно считать датой зарождения казанских татар. Хотя народ ещё долго помнил свое родное имя и даже во время Всесоюзной переписи 1926 года полтора миллиона человек в республике назвали себя болгарами.

Почему же произошла такая несправедливость?

Сегодня не секрет, что большевики явились продолжателями худших традиций имперской политики в национальном вопросе, а именно: великорусского шовинизма. Во имя воспитания "классового" превосходства человека над человеком, во имя создания великого советского народа и во имя обоснования претензий на мировое господство народы делились на хороших и плохих, на старших и младших. Чтобы исторически обосновать эту политику, искажалась история всех народов России. В первую очередь истории русского и болгарского народов. Большевикам нужен был второсортный татарский народ в качестве исторического пугала, для нагнетания психоза враждебности и ненависти в народе, а татаристам – тот же татарский народ, но только в качестве первосортного, самого великого, который сумел бы возродить Золотую Орду и поставить русских на место. Для достижения этих "великих" целей тоже нужно было воспитывать взаимную злобу и неприязнь между двумя самыми большими народами России. Поэтому то интересы большевиков и татаристов совпали, поэтому то большевики, пользуясь властью, поддержали татаристов и создали татарский народ.

Коммуно - татаристы первым делом подвергли репрессиям истинных ученых. Хранители памяти народной - религиозные деятели – безжалостно уничтожались. Много честных и добропорядочных людей сгинуло в те годы.

Но Истину невозможно уничтожить. Какие бы сильные позиции в обществе ни занимала ложь, Истина неубиенна. Борьба Истины и лжи в конечном итоге всегда завершается торжеством Истины. Это как борьба жизни и смерти. Хоть и сильна смерть и на каждом шагу нас подстерегает, жизнь развивается неуклонно в прогрессивном направлении.

Было много попыток возродить Истину. Скажу лишь об одной.

В 1946 году в Москве состоялась специальная научная сессия при АН СССР, посвященная проблеме этногенеза казанских татар. Она была организована ИЯЛИ и отделением истории АН СССР. В работе сессии приняли участие выдающиеся ученые-историки, археологи, этнографы, языковеды и др. специалисты, среди которых такие известные как Тихомиров М.Н., Греков Б.Д., Дмитриев Н.К., Якубовский А.Ю.. Один из основных докладчиков-историк и археолог Смирнов А.П., посвятивший всю свою жизнь изучению Волжской Болгарии, касаясь этнического самосознания народа подчеркнул, что "татары" испокон веков называют себя болгарами. Известный языковед-тюрколог Заляй Л. установил, что язык современных татар является естественным и прямым продолжением языка болгар. Выдающийся тюрколог Якубовский А.Ю. отметил, что "население Татреспублики, занимающее территорию былого Булгарского государства, отсюда не уходило, никем не было истреблено и живет по сие время"; "мы действительно с уверенностью можем сказать, что этнический состав татар или Татарской автономной республики составляют древние булгары…". Главный вывод научного форума изложил академик Греков Б.Д.: современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками булгар, этноним татары в отношениии их является исторической ошибкой.

Силы добра и справедливости одержали великую победу.

Но татаризм не собирался сдавать своих позиций. Сокрытие Истины, откровенная фальсификация истории, мифотворчество продолжаются по сей день.

Выдающийся ученый современности академик Закиев М.З. различает несколько разновидностей татаризма. Нахожу необходимым осветить ещё одну из её форм под условным названием "татарский сионизм". Он сводится к тому, что некоторые татаристы рассматривают возможность возвращения татар "на родину предков в Монголию", что, по их мнению, приведет к возвышению Монголии как во времена Чингис хана. Якобы монгольское правительство подготовило законопроект о бесплатном выделении нескольких гектаров пахотных земель татарам-эмигрантам.

Кстати сказать, академик Закиев М.З. является сторонником компромиссного течения этнонимической мысли, т.е. исходя из принципа безусловной автохтонности нашего народа и с учетом обстоятельства, что сегодня имя татары довольно сильно признано, предлагает называться нам болгаро-татарами, что несомненно явится большим шагом в деле защиты общественного сознания от засилья лжи и невежества.

Современные ученые-историки и смежных дисциплин вносят огромный вклад в дело защиты исторической Истины от извращения. Всех не перечесть, кто объективно и научно освещает историю. Сегодня нельзя не упомянуть А.Х.Халикова. Я учился у Е.А.Халиковой, писал у неё курсовые и имел честь ощутить на себе благотворное влияние самого Альфреда Хасановича. Могу с уверенностью сказать, что роль его в формировании адекватного этнонимического сознания нашего народа очень велика. Это титан, поддерживающий своды Истинной исторической науки, светлые своды общественного сознания.

Огромную лепту в дело защиты этнонимического сознания народа от тлетворного влияния лжи и невежества внесли такие известные ученые как Каримуллин А.Г., Алишев С.Х., Бариев Р.Х.

Но есть один ученый и просто патриот своего народа, деятельность которого несомненно надо оценить как подвиг во имя торжества Истины и счастья народа. Это Нурутдинов Ф.А-Х. Он сберег от уничтожения бесценный свод булгарских летописей "Джагфар тарихы", переданный ему в наследство, подготовил его к печати и опубликовал. Это огромный труд, который под силу разве что научным институтам. А он сделал это один, причем в условиях материальных затруднений и психологического прессинга. Он нашел в себе силы создать сеть историко-просветительских клубов "Булгар аль джадид", что явилось фактом возрождения движения волжских болгар за возвращение родного национального имени. Воистину героическая деятельность Нурутдинова Ф. является важной вехой в развитии национального сознания волжских болгар, важным шагом в обретении собственной Истинной истории.

Общественно-просветительская деятельность клубов "Булгар аль джадид" явилась необходимым условием для формирования общественно-политического движения "Болгарский Национальный конгресс", создание которого в 1990 году мы расцениваем как продолжение Ваисовского движения, как начало нового этапа многовековой борьбы болгарского народа за возрождение Волжской Болгарии и возвращение родного имени болгары.

Президент Болгарского Национального конгресса Г.Халил.

09.10.99

БНК | Статьи | Дела Сутяжные | "Идель-Урал" | Фотогалерея | Портал | Национальная политика | Болгарское единство | Музей ВБ
ваше письмо: bolgarhalil@yandex.ru В гостевую