Skip to content Skip to left sidebar Skip to right sidebar Skip to footer

Мы с тобой – булгары!

Или обращение к современнику

Зачем нам нужно называть себя булгарами? У всех нас в паспортах написано – «татарин», «татарка». Но я считаю, что должно быть – «булгар», «булгарка». Но может быть, это не так важно?
Нам не раз случалось сталкиваться в жизни с ситуацией, когда незнакомые люди никак не могли определить, кто мы по национальности. А, услышав: «татарин», – приходили в изумление. В представлении многих татарин – это узкоглазый, скуластый кочевник с монгольскими чертами лица, хитрый, ненадёжный, себе на уме человек. А, глядя на нас, те, кто спрашивает, видят перед собой совсем других людей, непохожих на эти образы, явно неазиатского вида.
Вспомни, сколько раз тебе приходилось слышать: татары – потомки тех самых чингисхановских татаро-монгол. Ты отвечал, что мы другие татары, мы происходим от волжских булгар, которые задолго до татаро-монгол жили на Волге и Урале. Тут-то и следовал каверзный вопрос: если мы другой народ, почему называем себя именем врага, который пришёл извне и от которого одинаково пострадали и русский, и булгарский народ?
Большинство из нас смирилось внешне, привыкло жить под чужим именем. Хотя внутреннее ощущение неправильности остаётся. Именно это ощущение несоответствия нашей внутренней сути тому образу, который связан с именем «татары», у людей слабых приводит к появлению комплекса неполноценности, всяческому сокрытию своего «татарского» происхождения вплоть до изменения имени (был Фарид Махмутович, а стал Федор Михаилович). Люди сильные молча замыкаются в себе, хотя понимают, что нужно что-то менять. Существует и третья группа – те, кто из чувства неполноценности выпячивает свою татарскость, гордится тем, что «мы, потомки Чингисхана, триста лет держали Русь под сапогом. Пусть мы сейчас маленькие и обиженные теми же русскими, но когда-то были «крутыми» и с русских брали дань».
Люди, не зная правды, хватаются за ложь, как за спасительную соломинку. За семьдесят лет мы привыкли, что нас называют «татарами», и даже сами себя стали называть этим чужим для нас именем. Пожилые люди твёрдо верят, что мы называемся татарами уже много сот лет. Часто слышишь возражения: «И в девятнадцатом веке так было. Какую книгу ни открой, всё татары и татары.» Никто сейчас и не подозревает, что до Революции «татарами» назывались только потомки живших в Степи Половецкой (Дешт-и Кыпчак) кыпчакских и татаро-монгольских племён, рассеянные по всей России, – татары литовские, крымские, северокавказские… Также татарами звали «служилых татар» – ногайцев, касимовских татар и других тюрков, которые со времён Ивана Грозного играли большую роль в дворянстве, воинском русском сословии. А на Волге (откройте энциклопедию Брокгауза и Евфрона «Россия», 1905г.) жили волжские булгары.
Потом была Революция. Булгары приняли её с радостью, потому что идеи большевиков были созвучны цели Движения Волжских Булгарских Мусульман (Ваисовское движение). Именно булгарские мусульмане установили Советскую власть на Волге и Урале. В благодарность за это большевики решили украсить башню Сююмбики Казанского Кремля полумесяцем. Но после смерти Сардара Ваисова, которому большевики доверяли всецело, «татаристам» удалось убедить наркома по делам национальностей И.В. Сталина, что Ваисовское движение таит в себе угрозу для целостности РСФСР. В результате, в 1923 году имя «булгары» было запрещено, лидеры Движения расстреляны, а рядовые участники сосланы. Была образована Татарская автономия в составе РСФСР, а населению с тех пор стали выдавать паспорта с записями «татарин/татарка».
Так нашему народу было навязано чужое имя. И за каких-то семьдесят лет народ стал исчезать! Посмотрите статистические данные за этот период: татары в численном отношении с четвёртого места по стране скатились на седьмое. Или более яркий пример. Сравним результаты переписей за 1979 и 1989 годы. Статистика вообще не фиксирует даже количественного прироста – как было около семи миллионов, так и осталось. Хотя при существовавших тогда в СССР темпах рождаемости прирост населения должен был бы составить около двух миллионов человек. Куда делись дети, которые родились за это время в «татарских семьях»? Они «ушли» в другие народы, по той же самой причине – не хотели быть потомками завоевателей и разрушителей нашей древней Родины.
А ведь ещё в 1903 г. выдающийся писатель Гаяз Исхаки написал первую в булгарской литературе фантастическую повесть – «Ике йоз елдан сонг инкыраз» («Смерть через двести лет»). В этой книге предсказывается, что страшная болезнь «татаризм», которой булгарский народ заразился во второй половине XIX века, приведёт его к полному исчезновению через двести лет. Тогда Гаяз Исхаки чутко уловил тенденцию, правда, ошибся в сроках. Мы видим, что процесс пошёл гораздо быстрее и может завершиться гибелью народа раньше, чем через двести лет. Нет, люди никуда не денутся, просто будут называть себя русскими. От этих полутатар-полурусских не станет сильнее и русский народ. Никто не становится сильнее от включения слабой крови.
Пойми: от того, что мы возвращаем себе имя булгар, мы не делаем себе из русских врагов. Наоборот, мы показываем русским, что земля, на которой мы живём, – наша общая. Никакие мы не пришельцы, мы народ, издревле живший рядом с русскими. Более того, через возвращение имени мы вернём сокрытые от нас пласты культуры. До сих пор ложное имя заставляло переделывать историю, чтобы объяснить, как булгары превратились в татар. Якобы был какой-то чистый, без примесей, народ булгары, затем пришли не менее беспримесные кыпчаки, то бишь половцы. Сложились, а в сумме получились татары. Страшная нелепость, которая спокойно проглатывается людьми.
И кыпчаки-половцы, и татаро-монголы, и другие тюрки вливались в нашу кровь в разные времена, но основа оставалась одной и той же – булгарской. Изначально булгарский народ на своей исторической земле, в Поволжье и на Урале, складывался из разных племён – и живших здесь, и приходивших извне. Но сохранялась некая самобытная уральская доминанта, дух, который и формировал народ, заставляя его отличаться от других. Кто бы ни вливался в наш народ – кочевые тюрки, оседлые финно-угры, – они воспринимали этот дух, нашу культуру, и становились частью булгарского народа. Кряшены, мишары начинали ощущать себя не отдельными племенами, а частью большого народа.
Когда мы говорим, что хотим вернуть наше имя, нашу историю, то нередко возникает вопрос со стороны русских: а зачем вам всё это? Действительно, зачем? Может быть, хватит и того, что мы живём честно и работаем хорошо? Труд, хозяйственность, домовитость всегда были главными достоинствами, которые почитаются нашим народом. Но этого мало. У нас часть истории «вырвана», мы не знаем имён великих предков, а познания родной истории часто ограничиваются подвигом царицы Сююмбике. Для многих наших людей история булгарского народа начинается со взятия Казани в 1552 году. А что было раньше?
Раньше была Империя гуннов в III-V вв., Великая Булгария от Дуная до Камы – в VII веке. Была её наследница – Волжская Булгария – в IX-XVI веках. Было героическое сопротивление татаро-монгольским ордам – целых тринадцать лет, с 1223 по 1236 год (и была принцесса Алтынчач, которая возглавила героическое сопротивление монголам города Биляра и предпочла смерть позорному плену). Была великая культура, литературные памятники, была уникальная булгарская школа исламской мысли. В начале двадцатого века булгары (по данным переписи 1913 года) были поголовно грамотны, владели сложной арабской письменностью. Люди всего этого сейчас знать не хотят. А ведь предки – это пример для нас, на который мы ориентируемся в своей жизни. Не зная, что совершили предки, мы никогда не сможем совершить великие дела. Смогут ли наши дети гордиться нами?
Действительно, смогут ли? Разве можно гордиться тем, что «татар атасын сатар» (татарин отца родного продаст), «татар ашарда – качар» (татарин поест да и убежит, не поблагодарив), «татар байряме – чибен тычкан айряне» (праздник татарина – загаженный мухами айран)? Разве можем мы так говорить о себе, о наших прадедах?
Для русских непонятно, почему мы сами себя, свой народ оскорбляем такими поговорками. Но ведь это не о нас поговорки! В своё время их сочинили наши предки о завоевателях-кочевниках, чей образ жизни был им отвратителен и чьим именем нас заставляют называться почти столетие.
Иные недоброжелатели пытаются опустить вопрос возвращения имени «булгары» на уровень психологической проблемы. Вот, мол, какие обиженные, название «татарин» им не нравится. Дело не в обиде. Вне контекста булгарской истории ничего обидного в слове «татарин» нет. Такой же этноним, как тысячи других: уйгуры, китайцы, турки и т.д. Но для булгар оно чужое, потому что так назывались те, кто утопил в крови Булгарию, разрушил её цветущие города.
Нам с тобой надо помнить и следующее: для русских татаро-монгольское иго и борьба с ним значат гораздо больше, чем просто факт истории. Когда мы принимаем имя «татары», для русских мы сразу становимся потомками тех, кто прошёл с огнём и мечом по русской земле. Так наши народы делаются врагами. И в этом есть моя и твоя вина. Если нам не нужно, то кому будет нужно исправление исторической нелепости – чужого имени нашего народа?
Так чего же мы до сих пор боимся? Мы боимся, что если восстановить историческое имя и записать у себя в паспорте «булгар», то всё или очень многое изменится. Это правда. Прежде всего, мы будем вынуждены оправдать это славное имя своими делами, быть достойными великих предков нашей древней земли. Во-вторых, нам придётся вступить в конфликт с государством, которое считает нас татарами. Но это лучше, чем убивать своё будущее и будущее наших детей как достойных людей. Не может быть достоинства у народа, который носит имя своих завоевателей.
Большая часть всех нас, в том числе те, кто прекрасно понимает необходимость возвращения имени, подсознательно ждёт того часа, когда Казань или Москва объявят: «завтра начинается обмен паспортов с изменением для всех желающих национальности «татары» на «булгары». А до тех пор якобы нужно увеличивать число сторонников, убеждать людей, с тем, чтобы когда-нибудь нас стало так много, что власть решила бы пойти нам навстречу. Этого никогда не будет.
В паспортном столе тебе скажут, что в официальном списке вообще не числится такого народа – булгары. Правоту можно отстоять через суд, и уже более двухсот человек сделали это. Но не каждый на это способен. Я понимаю, что никакой массовой замены паспортов через суд быть не может, это блеф. Если у тебя не хватит решимости идти в суд – откажись хотя бы в личной жизни от неправильного имени. Мы с тобой – булгары.
И никто, кроме нас самих, не решит наших проблем и тем более не вернёт нашего имени. Только через внутреннюю убеждённость в своей правоте можно вернуть себе имя. Проявим волю, сломим наше молчаливое движение к смерти, исчезновению. Встанем на путь возрождения и возвращения духа, духа воина, землепашца, труженика! Скажем себе: «Я булгар!» Скажем другу и соседу: «Прошу тебя, не называй меня больше татарской кличкой, называй меня – булгар!»

Улан Булатов, Уфа-Казань